Дистрибуция
Мы обеспечиваем профессиональное дистрибуционное продвижение медицинских препаратов и продуктов для здоровья по всей территории Украины, гарантируя высокие результаты продаж
Маркетинг и продвижение
Мы предоставляем производителям полный спектр услуг по выводу на рынок и квалифицированному маркетинговому сопровождению медицинских препаратов и продуктов для здоровья
Регистрация препаратов
Мы оказываем профессиональную поддержку производителям в регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и продуктов для здоровья, включая подготовку документации и ее сопровождение в государственных органах
Логистика
Мы предлагаем комплексные логистические услуги, включающие ответственное хранение, перевозку грузов, оформление документации и таможенное сопровождение «под ключ»
Контрактное производство
Мы производим на высокотехнологичных предприятиях лидеров мировой фармацевтической индустрии современные лекарственные препараты и продукты для здоровья, в том числе собственной разработки

Необходимость консолидации – основное условие успешного развития фармацевтического рынка Украины


Анна Бигдан

Международный фармацевтический форум «Аптеки Мира» - уникальная коммуникационная площадка для представителей фармацевтической отрасли Украины и других стран мира – состоялся в этом году в городе Одессе. Мероприятие посетили представители Группы компаний «Фармпланета», в числе которых руководитель национальной аптечной сети «Пани Аптека», Анна Бигдан. Она поделится с нами своими впечатлениями от мероприятия, расскажет о тенденциях аптечного рынка, аптечном маркетинге и экономике аптечных сетей в кризисный период.

Я первый раз на таком мероприятии, для меня это было очень интересно. Само мероприятие было построено на глобальных вопросах, которые затрагивают ритейл. Обсуждалась внешняя и внутренняя среда аптечного бизнеса, были затронуты вопросы регулятора, - антимонопольный комитет; обсуждалось ценообразование, вопросы евро интеграции и многое другое. Следуя примеру развитых европейских стран, представители отрасли сейчас задумываются о том, что возможно было бы правильно делегировать часть регулирующих функций общественным организациям. Пока на уровне дискуссии, но такие вопросы уже вызывают интерес, ведется работа по подготовке законодательной базы.

Главным выводом конференции является понимание всем аптечным ритейлом Украины, что нужно консолидироваться. Только объединив усилия, мы сможем достичь наиболее комфортных условий ведения бизнеса и создать лучшие условия для нашего потребителя, достигнуть договоренностей с регуляторами и выработать единые, удобные для всех, правила игры. На сегодня важно, чтобы между операторами рынка дистрибуции и аптечной розницы существовало взаимопонимание относительно тех экономических условий, в которых функционирует украинская фармацевтическая отрасль. Дальше - это процесс кропотливой слаженной работы, каждый день, шаг за шагом, мы будем идти к намеченным целям, достигать желаемых результатов. Желаемый экономический результат - это прибыль. И масштабирование сети также должно быть экономически выгодно, а не только имиджево необходимо. Системы мотивации KPI всех составляющих ритейла, эффективная система учета, аналитика - это важно, но все должно работать на результат, в первую очередь, финансовый.

На сегодняшний день уже все, и крупные, и мелкие сети понимают, что основное - это клиент. Клиент удовлетворенный, клиент, который возвращается и становится постоянным на многие годы. Поэтому маркетинг для современной аптеки крайне важен.

Цена-качество-сервис. Можно ли полностью удовлетворить клиента по всем этим показателям? Увы, нет. Рынок отмечает, что на сегодняшний день происходит своего рода дифференциация ритейла. Если раньше все сразу хватались за все и пытались опередить друг друга и в низкой цене, и в высоком сервисе, доставках, системах лояльности и так далее, то сегодня уже пришло понимание, что одновременно все на отлично сделать невозможно, потому что в итоге аптека просто не будет получать никакой прибыли. Сейчас сети стали более нишевыми. Кто-то выбирает ценовую политику, кто-то сервис, кто-то технологичность. Будущее как раз за разделением аптек по нишам. Каждый покупатель выберет именно тот сегмент, который ему подойдет.

Много внимания на мероприятии уделялось безбюджетному маркетингу. Например, очень привлекательным для клиентов является возможность получить качественное обслуживание не только днем, но и ночью. Поэтому в четырех из шести киевских аптек нашей сети, в одной одесской и одной луцкой, - круглосуточный график работы. Это удобно клиентам и является мощнейшим инструментом привлечения и удержания.

Спорным является вопрос программ лояльности. Важно понимать и иметь четкий инструмент подсчета. Например, какие потери можно понести при переходе от системы скидок к накопительной бонусной системе, как это посчитать? Какие инструменты эффективны при использовании программ лояльности? Все это является на всех мероприятиях очень важными, дискуссионными моментами, и эта конференция не исключение. Однако пока конкретными цифрами и подсчетами похвастаться не смог никто, но понимают все - аптека должна быть клиент ориентированной в первую очередь.

Относительно прогноза на развитие аптечного рынка в 2015 году – я оптимист. Но могу сказать, что в отношении аптечного сегмента все, что ты делаешь, нужно обязательно считать и измерять. Свои силы, свои приоритеты расставлять там, где это будет выгодно бизнесу и клиенту. Крупные сети уже сегодня достаточно неповоротливы, им тяжело быстро реагировать на изменения, они будут терять свои позиции в плане товарооборота на одну точку. Существенный прирост в объеме они смогут показать только за счет открытия новых аптек.

Сети маленькие, которые не имеют достаточного инструмента в маркетинге, управлении, не имеют крупных инвестиций, длительных стабильных партнерских отношений с дистрибьюторами и производителями, - будут закрываться, потому что они не выдержат конкурентной среды. Скорее всего, будет много объединений, альянсов, совместных маркетинговых проектов и лоббирования каких-то регуляторных вопросов в плане локализации точек.

Продолжение следует…..

При условии размещения комментария эксперта ссылка на сайт компании «Фармпланета» обязательна.

×